Тимков Юрий

Тимков Юрий

Дата публикации: 18.01.2025

Маркировка рекламы — как, для чего и можно ли избежать?

С 1 сентября 2022 года в России введена обязательная маркировка рекламы в сети Интернет в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Цель нововведения — обеспечить прозрачность рекламного рынка и усилить контроль за распространением рекламы в сети.

Основные понятия маркировки рекламы:

  • ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы): централизованная база данных, в которой аккумулируются сведения о всей интернет-рекламе, предоставляемые операторами рекламных данных (ОРД). 
  • ОРД (Оператор рекламных данных): юридическое лицо, которое собирает данные об участниках рекламного рынка и передаёт их в ЕРИР. В России такими операторами назначены: Яндекс, ВКонтакте, ОРД-А и другие.
  • ERID (Идентификатор рекламы): уникальный номер, присваиваемый каждому рекламному материалу для его идентификации в ЕРИР.

Цепочка получения и передачи данных о рекламе:

ERID получение

Какой контент нужно маркировать?

На сайте ОРД Яндекса, к примеру уже есть несколько отдельных форматов:

  • видеоролик;
  • текстово-графический блок (например, пост с картинкой);
  • текстовый блок;
  • баннер;
  • видеотрансляция и т.д.

Думаю, совершенно ясно, что маркировать нужно все. Любой пост, любую публикацию и упоминание по закону нужно маркировать. Вплоть до того контента, который Вы сами размещаете у себя в своем же аккаунте.

выбор креатива для маркировки рекламы

Если ваш тип креатива не подходит не под один из форматов, выберите «иное».  Но выбрать все-таки нужно.

Когда маркировать рекламу не нужно?

Публикации не маркируют операторы социальной рекламы. Спокойно можно продвигаться без ЕРИД через СМИ, баннеры или промоакции в торговых точках.
Получать токен не придется:

  • при продвижении через Яндекс.Директ, рекламу ВКонтакте и My target – у них маркировка проставляется автоматически при публикации через платформы;
  • отправке контента через email-рассылку и push-уведомления, но и здесь иногда может понадобиться отметка «реклама» и данные бренда;
  • безвозмездные публикации формально тоже не подлежат маркировке.

Пошаговая инструкция по маркировке интернет-рекламы:

  1. Проверка рекламируемого продукта на соответствие требованиям законодательства: убедитесь, что рекламируемый товар или услуга не нарушает действующие нормы и правила. (п. 16 ст. 18.1 Закона «О рекламе»; приказа Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191; рекомендаций по размещению идентификатора для разных форматов рекламы.)
  2. Проверка достоверности и добросовестности рекламы: реклама должна быть правдивой и не вводить потребителей в заблуждение.

  3. Определение необходимости маркировки: установите, подпадает ли ваш рекламный материал под обязательную маркировку. С 1 сентября 2022 года маркировать интернет-рекламу необходимо в соответствии с законом.

  4. Выбор ОРД: выберите оператора рекламных данных, через которого будете передавать информацию в ЕРИР. Среди них:
    Какие ОРД есть

    Сколько берут за сотрудничество в месяц*

    Сколько берут за сотрудничество в месяц* Где пройти тест-драйв личного кабинета
    Озон ОРД От 5 000 руб https://ord-sandbox.ozon.ru/
    Яндекс ОРД Пока бесплатно, но тарифы на рассмотрении
    VK ОРД Пока бесплатно, но тарифы на рассмотрении https://sandbox.ord.vk.com/
    Медиаскаут  от 1000 р.
    ОРД-А  Пока бесплатно, но тарифы на рассмотрении
    Первый ОРД От 5 000 руб.
    ОРД-Лаборатория разработки  От 5 000 руб. https://sandbox.ord-lab.ru/
    Примечание: * цены указаны на момент написания статьи
  5.  Если размещаете рекламу где-то еще, например, у блогера или в интернет-СМИ, то тут есть два варианта получения ERID:
    • заводите кабинет в любом ОРД сами, заполняйте данные о креативе и оператор пришлет токен;
    • поручите это дело по договору рекламораспространителю или рекламному агентству.

    Рекламораспространитель – это тот, на чьей площадке разместится реклама, например, блогер или интернет-журнал.

  6. Внесение данных о рекламодателе: предоставьте ОРД информацию о себе, включая наименование, ОГРН или ИНН.
  7. Внесение данных о рекламе: предоставьте подробную информацию о рекламном материале: содержание, формат, сроки размещения и другие необходимые данные.
  8. Получение ERID: после обработки данных ОРД присваивает вашему рекламному материалу уникальный идентификатор — ERID.
  9. Размещение атрибутов маркировки в рекламе: включите в рекламный материал следующие элементы:

    • Пометка «Реклама».
    • Название рекламодателя.
    • Токен ERID в формате «erid: XXXX».

    В таблице обобщили главноеоб атрибутахвместе с подсказками от юристов:

    Что указываем Как это делаем
    Слово «Реклама» ·   Пишем в тексте креатива, на баннере или поверх видео на контрастном фоне, чтобы было хорошо видно.

    ·   Не меняем на что-то другое навроде «От спонсоров», «Нативка».

    ·   Не прячем в выпадающее меню

    Сведения о рекламодателе ·   Указываем ФИО предпринимателя или название организации, которые дают рекламу.

    ·   Можно дополнительно написать ИНН, ОГРН и название сайта с информацией о рекламодателе.

    ·   Пишем в тексте креатива, на баннере или поверх видео на контрастном фоне, чтобы было хорошо видно.

    ·   Можно спрятать в выпадающее меню

    Идентификатор ERID ·   Если в креативе есть интернет-ссылка, добавляем в нее в формате: https://site.ru/?erid=ХХХ. Здесь site.ru – адрес сайта, куда ведет креатив, а ХХХ – токен.

    ·   Если интернет-ссылки нет или вставить токен в нее не выходит, например, сайт с ней не открывается, тогда прописываем ERID в креативе.

    ·   Пишем так: ERID: ХХХ.

    ·   Размещаем ERID в зависимости от креатива:

    для текста – в начале текста рекламного объявления. Возможно, чиновники разрешат не ставить идентификатор в начало, но на момент написания статьи других вариантов нет;

    для изображения – поверх изображения или в выпадающем меню;

    для видео – перед рекламной врезкой или в начале поверх видео или в выпадающем меню;

    для подкаста – в описании выпуска;

    для аудиорекламы – в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки;

    для сториз – в начале ролика поверх видео;

    для кружка в Телеграм – текстом в следующем за кружком сообщении или в ответе на кружок

  10. Отправка цифрового отчета в ОРД: предоставьте оператору рекламных данных отчет о размещении рекламы, включая статистику показов, кликов и другие метрики. 
  11. Порядок отчетности: соблюдайте установленные сроки и форматы предоставления отчетности в ОРД и ЕРИР.

Ответственность за нарушение требований о маркировке:

С 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки интернет-рекламы предусмотрены следующие штрафы:

штрафы за отсутствие маркировки рекламы
Соблюдение требований по маркировке интернет-рекламы обеспечивает законность вашей рекламной деятельности и помогает избежать значительных штрафов.

Примеры публикаций с маркировкой:

Здесь сведения о рекламодателе и ERID спрятаны в выпадающем меню:

ERID выпадающее меню

Информация приводится в тексте объявления:

ERID в баннереERID в баннере VK

Подводя итоги: 

  • маркировать рекламу в РФ теперь обязательно
  • Директ и ВК сам за Вас промаркирует рекламу (можем не переживать)
  • закупка рекламы у блоггеров теперь должна маркироваться (даже кружечки в телеге)
  • SEO по-прежнему можно не маркировать, а можно и вовсе автоматизировать
Рекламный баннер

Читать еще:

Маркировка рекламы — как, для чего и можно ли избежать?
Читать статью

С 1 сентября 2022 года в России введена обязательная маркировка...

#продажи #продвижение

Почему клиенты покупают, и почему не покупают. Подробно разбираемся в статье
Читать статью

Когда речь заходит о продажах через сайт, каждый владелец бизнеса...

#дизайн #продвижение